РЕКОМЕНДАЦИИ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА в отношении необходимых мер по предотвращению заноса и распространения возбудителя АЧС на территориях субъектов Российской Федерации

  • Статьи
  • РЕКОМЕНДАЦИИ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА в отношении необходимых мер по предотвращению заноса и распространения возбудителя АЧС на территориях субъектов Российской Федерации

РЕКОМЕНДАЦИИ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА в отношении необходимых мер по предотвращению заноса и распространения возбудителя африканской чумы свиней на территориях субъектов Российской Федерации

На основании анализа причин продолжающегося, несмотря на принимаемые меры, распространения АЧС на территории Российской Федерации можно заключить, что наиболее значимыми факторами, препятствующими стабилизации эпизоотической ситуации по этой особо опасной болезни животных, являются следующие.

1.     Неправомерное перемещение (без ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) или по неправомерно оформленным и выданным ВСД) и бесконтрольная реализация (в том числе на стихийных рынках и ярмарках выходного дня) убойных свиней, сырых продуктов их убоя.

Признаки таких нарушений ветеринарного законодательства выявлены в 2023 г., в том числе:

-        на свиноводческом объекте были установлены нарушения сроков оформления ВСД на живых свиней, факты оформления ВСД на некачественную продукцию и др., что закономерно послужило одним из факторов возникновения вспышек АЧС на 3 производственных площадках крупного свиноводческого предприятия;

-   в результате формального подхода госветслужбы региона к оформлению ВСД на подконтрольные госветнадзору товары (в частности, в ВСД указывались недостоверные данные о благополучии местности происхождения мясосырья (туш и полутуш свиней) по заразным болезням животных) и бесконтрольного перемещения потенциально опасного мясосырья из неблагополучного хозяйства с геномом вируса АЧС имело место масштабное распространение инфекции за пределы первичного очага получателям сырья;

-   имели место факты оформления в течение нескольких месяцев ВСД на убойных свиней из неблагополучного по АЧС предприятия. Безусловным подтверждением этого являются факты выявления генетического материала вируса АЧС на территории мясоперерабатывающего предприятия в полутуше свиньи, которая поступили на убой из хозяйства по ВСД, в которых были указаны отрицательные результаты исследований на АЧС (что указывает на то, что пробы для исследования на АЧС были отобраны не от того животного, которое было направлено на убой).

2.          Допускаемые хозяйствующими субъектами нарушения режима биологической безопасности на свиноводческих предприятиях промышленного типа, в результате которых происходит занос возбудителя АЧС в производственные зоны объектов, инженерно-технологически защищенных от проникновения факторов внешней среды (в частности - негативное влияние «человеческого фактора» - недобросовестные действия или бездействие руководства и персонала предприятия). Например, при обследовании в 2023 году свиноводческих предприятий в связи с возникновением на их территориях вспышек АЧС было установлено:

-      отсутствие на всех объектах неблагополучного по АЧС свинокомплекса площадок для дезобработки транспортных средств, отсутствие дезбарьера на одном из въездов на территорию свинокомплекса;

-      нарушение целостности ограждения периметра территории хозяйства, отсутствие замены и заправки дезраствором в дезваннах, дезковриках и дезбарьерах этого предприятия, наличие пересечения дорог для вывоза биологических отходов (для их кремации) с путями перемещения живых животных, а также отсутствие условий для эффективного проведения дезинфекции животноводческих помещений.

3.   Сокрытие хозяйствующими субъектами фактов заболевания и падежа свиней с целью непринятия мер по приостановке (в рамках мероприятий по изолированию и ликвидации очага АЧС) производственных процессов и отгрузке получателям убойных животных, мясосырья и готовой продукции и (в том числе) связанные с этим неоперативные или недостаточные действия региональных органов государственной власти и, в частности, госветслужбы, в обеспечении своевременного и надежного изолирования очагов АЧС.

4.   Неэффективные действия по регулированию (снижению) численности диких кабанов в зоне ответственности, несмотря на высокие риски заноса и распространения АЧС, исходящие от циркуляции возбудителя этой инфекции в дикой фауне. Так, показатель предельной плотности популяции 0,25 особей дикого кабана на 1000 га., установленный Планом мероприятий (дорожной картой) по совершенствованию системы ветеринарной безопасности Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства от 07.12.2022 №2 3789- р (далее - План), по состоянию на 10 декабря 2023 г. превышен в 2 районах Калужской области, 1 районе Тамбовской области; 1 районе Ленинградской области; 2 районах Республики Крым; городе Севастополь; 34 районах Республики Дагестан; 1 районе Челябинской области; 1 районе Красноярского края; 2 районах Приморского края и в 6 районах Забайкальского края.

Вместе с тем, настораживают факты выявления заболевания АЧС среди диких кабанов и продолжающейся циркуляции вируса АЧС в дикой фауне на территориях 16 субъектов Российской Федерации, где в 2023 г. было достигнуто установленное Планом значение. Такие факты имели место на территориях Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Удмуртской Республики, Астраханской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.

Данные факты дают веское основание для предположения, что на этих территориях достигнутое значение показателя не соответствует реальной численности кабана в регионе (в результате погрешностей в методике подсчета количества диких животных, недобросовестного осуществления подсчета, неправильного определения мест обитания и движения диких кабанов для выявления следов этих животных и др.).

5.   Отсутствие в большинстве регионов страны объективного учета свиней, выгульное их содержание, подворный убой свиней в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах, других мелкотоварных свиноводческих хозяйствах.

6.            Широко укоренившаяся повсеместно практика скармливания содержащимся в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах, в других мелкотоварных свиноводческих хозяйствах свиньям необезвреженных пищевых отходов, а также продуктов разделки туш диких кабанов, в том числе добытых на территориях, где имеются природные очаги АЧС (то есть - в зоне распространения вируса АЧС в дикой фауне).

В целях обеспечения стабилизации эпизоотической ситуации по АЧС и, в том числе, минимизации рисков заноса и распространения АЧС, исходящих от циркуляции возбудителя этой болезни в местностях, прилегающих к производственным зонам и объектам свиноводческих предприятий промышленного типа (в том числе в популяции дикого кабана), необходимо в 2024 г. обеспечить усиление работы по следующим направлениям:

-       ужесточение мер по выявлению и пресечению фактов неправомерного перемещения и реализации подконтрольных госветнадзору товаров - в первую очередь свиней, сырых продуктов их убоя (включая мясосырье), продукцию свиноводства непромышленной выработки;

-       обеспечение качественного изолирования очагов инфекции в зоне ответственности, обеспечивающего исключение какой-либо возможности выноса возбудителя болезни за пределы первичного эпизоотического очага за счет своевременного введения ограничительных мер (карантина) и отчуждения свиней, а также за счет эффективного взаимодействия с территориальными органами внутренних дел (при изолировании эпизоотических очагов); с органами охотинспекций, Минприроды России и руководством заповедников и заказников федерального значения (в целях выявления и ликвидации природных очагов АЧС на особо охраняемых природных территориях федерального значения);

-       усиление совместно с руководством крупных свиноводческих предприятий биологической защиты их производственных зон и объектов с учетом возросших рисков заноса возбудителя АЧС (в том числе за счет временного введения вахтового метода работы для персонала предприятия в целях максимально возможного снижения вероятности заноса АЧС из внешней среды персоналом в условиях вероятной циркуляции возбудителей этих болезней в прилегающей к хозяйству местности, а также за счет создания вокруг свиноводческих комплексов буферных зон радиусом 30 км, в которых отсутствуют свиноводческие хозяйства с низким уровнем биологической защиты, а также обеспечение стопроцентного изъятия поголовья дикого кабана в указанных буферных зонах) в рамках реализации пункта 28 раздела II протокола Постоянно действующей противоэпизоотической комиссии Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 3 и пункта 22 Плана;

-       усиление контроля за перемещением подконтрольных госветнадзору товаров, особенно - за оформлением ВСД на свиней в части соблюдения следующего условия по регионализации территории Российской Федерации по болезням животных: «Перемещаемые свиньи (доноры генетического материала) подверглись не позднее, чем на 7-й день перед перемещением (отбором проб генетического материала) ПЦР-исследованию с целью выявления генома вируса АЧС или серологическому исследованию с целью выявления антител к вирусу

АЧС с отрицательным результатом. При перемещении партии свиней численностью до 5 животных пробы для исследования были отобраны от всех животных, при перемещении групп большей численности пробы были отобраны от 10% животных, входящих в группу, но не менее, чем от 5 животных. Доноры генетического материала были исследованы поголовно.». Органам государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации рекомендуется перед оформлением ВСД запрашивать фото- и видеоматериалы, фиксирующие отбор проб на АЧС именно от животных той партии, на которую оформляются ВСД;

-   проведение организационной работы с руководством крупных мясоперерабатывающих предприятий, расположенных в зоне ответственности, с целью обеспечения этими хозяйствующими субъектами усиления входного контроля поступающих убойных свиней, продуктов убоя свиней (туши, полутуши свиней, мясные блоки, головы свиней, ливер, шкуры и др.) с целью недопущения попадания в производственную зону предприятия инфицированных и больных АЧС убойных свиней, а также не безопасного в ветеринарном отношении мясосырья;

-  обеспечение совместно с администрациями муниципальных образований объективного учета свиней в хозяйствах населения, обеспечение безвыгульного содержания свиней, объективного учета свиней, недопущение скармливания свиньям необезвреженных пищевых отходов и продуктов разделки добытых кабанов;

-  принятие исчерпывающих мер по снижению рисков заноса и распространения АЧС, в том числе:

• обеспечение своевременного выявления и ликвидации очагов АЧС (в том числе природных) и исключение возможности для циркуляции возбудителя АЧС в регионе в результате усиления мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС среди домашних свиней и диких кабанов в зоне ответственности, в том числе за счет организации проведения в обязательном порядке исследований на АЧС проб биологического материала от всех заболевших и павших домашних свиней в свиноводческих хозяйствах всех форм собственности при подозрении на инфекционную природу их заболевания с целью подтверждения или исключения АЧС как причины заболевания и гибели животных и своевременного выявления очагов АЧС, а также от всех павших и добытых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации диких кабанов;

• обеспечение объективности представляемых в Россельхознадзор сведений о плотности популяции кабана в зоне ответственности за счет установления реального показателя плотности популяции дикого кабана на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

•  реальное снижение численности популяции дикого кабана на территориях общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, а также на особо охраняемых природных территориях регионального значения и (совместно с Минприроды России и руководством федеральных заповедников и заказников) на особо охраняемых природных территориях федерального значения в рамках реализации пунктов 24-28 Плана, а также за счет принятия дополнительных мер по снижению численности кабана путем установления на региональном уровне соответствующих норм допустимой добычи кабана на данной административной территории, его поддержание в дальнейшем на данном уровне;

•   организация совместных рейдов с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти соответствующего региона и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти с целью обследования посевных площадей вокруг крупных свинокомплексов, степени их привлекательности для обитающих в этой местности кабанов, обследования средств изолирования сельскохозяйственных угодий (посевных площадей) от расположенных в этой местности производственных зон и объектов свиноводческих предприятий, а также с целью оценки уровня эффективности систем защиты территорий и зон этих свиноводческих предприятий от других вероятных факторов внешней среды, в результате которых может произойти занос на предприятие вируса АЧС (с учетом необходимости средств отпугивания кабана от нежелательных для его присутствия зон, недопустимости нахождения в таких зонах прикормочных площадок для кабана, иных привлекательных для этого вида животных факторов

и др.);

• разработка и реализация (при необходимости) региональной программы, предусматривающей замену в охотничьих хозяйствах популяции дикого кабана на другую популяцию охотничьих ресурсов, не восприимчивых к АЧС.